Дорогами братских уз

26 июня 2016 года, через месяц после Дня славянской письменности и культуры и накануне Дня славянской независимости, начался Славянский ход.

Организаторы мероприятия – Международное объединение «Всеславянский союз» и Институт Русской цивилизации долго готовились к этому событию.

Славянский ход подразумевает посещение земель, которые столетиями, а где и тысячелетиями обживали, обороняли и защищали от натиска захватчиков славянские племена, где формировались существующие ныне славянские народы. Славянский ход не ограничивается одними славянскими странами, ведь многие древние племена западных и южных славян были ассимилированы более воинственными соседями, или подчинены и включены в состав их государств, однако память и наследие остались. Как отметил председатель Всеславянского союза О.А.Платонов, данная миссия имеет историческую, археологическую, культурную, а также мистическую составляющие.

Участники хода не только следуют путями древних славянских предков в буквальном смысле, но и подхватывают знамя славянофилов, которые в сложном для многих малых народов XIX веке протягивали руку помощи от лица мощной Российской империи, поддерживая их борьбу за независимость и предлагая проекты их суверенных государств. В XXI столетии политические реалии и глобальные тендении ещё сильнее обособили многие народы, некогда имеющие общие корни, но инициаторы Славянского хода убеждены в возможности воскресить братские чувства и обратить увязших в непонимании славян к общему прошлому и общим целям в будущем.

Славянский ход стартовал с Площади Победы после проведения торжественного молебна. Победа 1945 года важна для участников в том числе как момент нового объединения множества славянских народов в борьбе против стран Оси. Тогда разъединённые государственными границами и политическими режимами народы вновь оказались на одной стороне и вместе воевали за будущее своих детей, поставленное под вопрос идеологами фашизма. Первым пунктом на пути стал город Минск – столица Белоруссии, положившей огромное число жизней на алтарь борьбы с фашизмом. Эта страна, будучи республикой СССР, приняла особенно болезненный удар с июня 1941 года, однако вошла в историю своими патризанами, бескомпромиссно сражавшимися с захватчиком, как и в былые годы. Делегацию из Москвы минские соратники встречали по общей традиции – с хлебом и солью. Гости, очарованные образцовым порядком, чистотой и атмосферой спокойствия белорусской столицы, в первую очередь посетили православные святыни в исторической части города. Минск парадоксальным образом сохраняет в себе вызывающие ностальгию советские черты и при этом динамично развивается, обрастая новыми соверменными кварталами. Как сам белорусский народ имеет единые корни с русскими, так и его столица остаётся для москвичей очень близкой и знакомой, подчас стирая ощущение того, что дом остался далеко позади. Поэтому окончательное прощание с Родиной происходило для значительной части делегации в Бресте. Этот древний город, имеющий большое историческое значение сразу для трёх славянских народов, сегодня является символом мужества и ассоциируется, в первую очередь, с защитниками Брестской крепости, ставшими несломимой скалой на пути вермахта в июне 1941 года.

Когда закончилась Белая Русь, началась Польша. Хотя отношения русских и белоруссов с этой страной нельзя назвать простыми и однозначными, но члены Всеславянского союза верят в потенциал сближения. Славянский код, исторические и генетические связи должны быть основой движения за взаимность. Об этом говорил Олег Платонов в Варшаве на вечере во Дворце комбатантов. Веками русские и поляки воевали против одного агрессора, и такие события, как Грюнвальдское сражение в средневековье, и Великая Отечественная война в ХХ столетии стали вехами в летописи этого длительного противоборства. Польша первой приняла на себя натиск с Запада, столкнувшись с немецкими рыцарями, а во Второй Мировой войне была вынуждена принести в жертву миллионы жизней. По убеждению О.А.Платонова, ЕС – это форма эксплуатации малых народов; как тогда, так и сейчас славянский мир становится мишенью Запада, стремящегося к достижению собственных целей ценой чужих интересов. Однако сама западная цивилизация стоит на краю гибели, и на пороге её заката славянства предстоит заявить своё слово.

С ним соглашались представители Общества польско-русской дружбы, организовавшие приём для гостей из России. Болеслав Тейковский выразил уверенность в том, что отношения между славянскими народами должны строиться на фундаменте солидарности независимо от характера отношений между руководстами их стран и настроениями в Европе. Ветеран славянского объединительного движения Барбара Кригер вспомнила, как начинала агитировать за солидарность четверть века назад и поблагодарила участников хода за то, что своими действиями подтверждают обозначенный в манифестах курс, таким образом морально и психологически поддерживая польскую сторону, верящую в дружбу с Россией. Заместитель главы Союза офицеров РФ В.Ю.Садков заверил, что вклад польского народа в разгром фашизма никогда не будет забыт, и вручил варшавским товарищам копию Ордена Победы и герб России. Учредитель премии «Глас ангельской Руси», художник и славянофил Николай Детков вручил Барбаре Кригер грамоту за служение, выразив надежду на сотрудничество в сфере культуры и искусства. После награждения членов Общества польско-русской дружбы за вклад в развитие движения за единство и взаимность во Дворце состоялся концерт классической и фольклорной русской музыки. Ирина Леонова исполняла духовные стихи и казачьи песни, мощно звучали шаляпинские песни в исполнении Кирилла Хмелевского, а народный ансамбль «Белый камень» наполнил зал и варшавские улицы мотивами и духом берега Дона и Хопра.

Игумен Кирилл Сахаров дал положительную оценку консервативной позиции католической церкви в Польше, которая отстаивает традиционные семейные ценности, ограждая общество от распространения абортов и популяризации гомосексуализма. Следует заметить, что после пересечения белорусско-польской границы самая значительная перемена пейзажа состоит в обилии крестов и христианских сооружений вдоль дорог, не говоря о костёлах и соборах, являющихся центром и украшением большинства городов. Христианство действительно по-прежнему играет важную роль в мировоззрении польского народа, являясь неотъемлемой частью национальной культуры, но было время, когда несущие крест на острие меча рыцари из Германии, Дании и Швеции угрожали не только литовским язычникам, но и католикам-полякам. Самую большую опасность предствлял Тевтонский орден, стремительно захватывающий территорию Прибалтики и наступающий с севера на славянские земли. Конец его натиску положила знаменитая Грюнвальбствая битва. В этом сражении объединённые польские и русско-литовские войска разбили тевтонскую армию, уничтожив большую часть рыцарской знати. И если в начале XV века орден постепенно приближался к главенству в регионе, то после этого он не сумел оправиться. Вектор развития окрестных народов и территорий сместился в сторону польской гегемонии.

Как отметил специалист по этнологии и истории профессор Павел Тулаев, Польша, как одна из крупнейших по численности славянских стран, с самого начала претендовала на гегемонию. Когда Карл Великий и другие германские вожди вытеснили ареал славянских племён на восток, именно она стала основным их прибежищем и первой преградой перед разширением германских владений. Для России она стала альтернативной версией государственности и в какой-то степени конкурентом, но, по мнению историка, борьбу в средневековье не следует рассматривать как противоборство народов, ибо нации ещё не успели сложиться. Поэтому боролись между собой князья, но не простые люди.

Победа над тевтонцами стала событием цивилизационного масштаба, поэтому 27 июня участники Славянского хода посетили поле, где некогда определялась судьба многих народов, и возложила цветы к памятнику воинам Грюнвальда, после чего был отслужен молебен. Православные молитвы относились не только к русским полкам польско-литовского лагеря в той далёкой битве, но и к павшим солдатам Русской императорской армии, разгромленной кайзеровскими корпусами в битве под Танненбергом. Таким образом, уезжая от памятника героям Первой мировой войны в Москве, делегация оказалась на месте их гибели и воздала почести, демонстрируя пример преемственности. Славянский ход продолжается.

Филипп Лебедь