Конференция «Александр Федорович Риттих и Славянский мир»

Александр Риттих

14 декабря в конференц-зале Международного фонда славянской письменности прошла организованная Институтом русской цивилизации и Всеславянским Союзом конференция «Александр Федорович Риттих и Славянский мир».

Конференцию открыл директор Института русской цивилизации О. А. Платонов. В своем выступлении он рассказал историю издания самого выдающегося произведения генерал-лейтенанта А. Ф. Риттиха «Славянский мир». Эта книга, подчеркнул Платонов, стала своего рода манифестом славянского движения. В книге были собраны обширные историко-этнографические сведения о славянах, хотя и содержался ряд спорных моментов.

По Риттиху, славяне с древнейших времен расселились чуть ли не по всей Европе и части Азии, дойдя до Северной Испании, Бретани, низовьев Рейна, Южной Англии и Скандинавии. По его мнению, например, «Аттилла не ходил попусту по разным землям Европы. Он шел туда, где были славяне, которых он освобождал от ига готов, греков, римлян и подобных врагов всему славянству». На Кавказе славяне жили по обе стороны хребта, заселяя в Закавказье весь бассейн Аракса, Чороха, всю Армению: там были Древлянское княжество, Тмутаракань, Басанейская Русь и пр. «Остатки славян Тмутаракани переименовались в касогов, яссов, черкес, кабардинцев, абадзехов и в другие уже больше известные истории народы».

Александр Федорович Риттих и Славянский мир

Исходное же место расселения славян, по мнению Риттиха, – северо-западная Индия. При этом «факт прибытия славян в Европу» автор относит «к эпохе, одновременной с созданием Карфагена».

«Из трех основных рас, – считал Риттих, – положивших начало народам старого света: кушитской, или хамитской, семитической и арийской, или индоевропейской, только последняя явилась носительницей человеческого прогресса. Ни узкопрактическая смышленость хамитов, ни идеализм семитов не заключали в себе истинных основ для духовного развития человечества. Широким полетом мысли, обнимающим всю сферу мироздания, пытливостию, которой тесна земля и которая стремится за пределы ее в бесконечность, отличается только ариец». Но арийцы опять-таки не все одинаковы.

«Лучшим представителем этой богатой духовными силами и многосторонней отрасли человечества является славянин. Недаром гордые римляне из массы варваров отличали голосистых ретов, ретующих, словоизвергающих, поющих и на все слово имущих словен. Особенно богатство речи, обусловливаемое разнообразием выражаемых ею понятий, указывает на разносторонность натуры человека-славянина. В своем шествии с отдаленного востока до крайних пределов запада он с удивительною разумностью и с истинно-художественным чутьем вбирал в себя все лучшее, что могли представлять ему природа и другие отрасли человечества, перерабатывая приобретенное в свою духовную консистенцию».

Николай Кикешев

«Великое славянское племя, – делает вывод Риттих, – должно объединиться, но объединиться не на федеративном начале (ибо федерация не соответствует характеру славян), а в форме присоединения к России». Масса славян, по мнению Риттиха, «давно уже смотрит на восток, откуда восходит солнце ее лучших надежд на будущее. Здесь, под сению едино- и самодержавия (Божья держава, Бог держит, помазанник) исчезали споры, и древние споры-славяне сделались русскими; здесь господствующая вера – православие, столь близкое всем славянам по их первоучителям св. Кириллу и Мефодию; здесь язык развивался в полную и могучую речь; здесь на громадном пространстве нравы, обычаи, вес, мера, счисление времени и все, чем живет величайшее государство, все стало единым, все слилось в один могучий аккорд, к звукам которого Европа прислушивается с недоумением и боязнью». «Да, только Россия, и по своей истории и по своему современному политическому положению может соединить в своем лоне разорванный мир славянский».

Исследования и мысли Риттиха, несмотря на спорность некоторых из них, – подвел итог Платонов, – сыграли огромную роль в развитии русской науки о славянстве.
С основным докладом о А. Ф. Риттихе выступил профессор П. В. Тулаев. Ниже приводим текст выступления (кроме того он будет опубликован в следующем номере «Русского вестника»).

Александр Федорович Риттих и Славянский мир

Доклад П. В. Тулаева сопровождался демонстрацией ряда редких географических карт из личной коллекции автора, иллюстрирующих распространение народов, в том числе и славянских, по территории Европы (в перспективе планируется издание отдельного атласа с этими материалами). В последовавшей по завершении доклада дискуссии приняли участие собравшиеся участники мероприятия, в том числе М. В. Дронов, А. В. Фатула, С. К. Комков, Н. И. Кикешев.

В уходящем 2016 году Всеславянский Союз и Институт русской цивилизации организовали две конференции, посвященные великим славистам. Первая из них была посвящена В. И. Ламанскому. В следующем 2017 году запланировано проведение аналогичных мероприятий, посвященных еще двум выдающимся исследователям славянства – Ю. И. Венелину и А. Ф. Гильфердингу.