Метаистория цивилизаций

земля славянская

Отрывок из монографии Николая Кикешева. Книга планируется к выходу в свет в 2015 г.

Часть седьмая. Истоки славянской цивилизации

Глава 1. Харапы

Первой цивилизацией в Евразии считается Хараппа на реке Инд. Наши исследования свидетельствуют, что зарождалась она на севере в Семиречье моря Варукаши – прародине славянских и многих других народов. Сказания о земле Ойразской повествуют о первых временах славян: «То было так давно, что и древность сама от старости выцвела, и только старые люди еще хранят в памяти те предания и рассказывают о них. Так, когда еще Русы-Ойразы жили на земле полуночной (северной) у горы Меру и та Золотая гора ещё стояла крепко, то правил русами царь Сварог. И было у него в подчинении ещё много царей разных, и все они были богами живыми и назывались Перун-царь, Велес-царь, Даждьбог, Яро, Купало, Хорс, Колендо, Вышний, Крыжний, Лютобор, Овсень, Просич, Сивый, да еще Полевик-царь, Водяник-царь, Лесич-царь. А прочих имена позабылись так, что уже и не вспомнятся. Кроме тех царей были еще цари дальние, но и те Сварогу-царю подчинялись, и все его бесперечно слушались.
Жили там наши Пращуры счастливо и разумно. Серебро, золото имели, железо и медь знали, и все у них было в доме – топка добрая и вода чистая, ежели пить захочется. Но однажды вздыбилась земля Ойразская, море кругом закипело, дома стали падать и рушиться, и люди не могли на ногах устоять, и всякий зверь ревел и на землю падал, и много коней, коров поломало ноги. Тогда царь Сварог велел приготовить лодии, бросать все, кроме самого нужного, сажать в них детей, стариков и жен, да еще молодых жеребят, телят и дойных коров брать и вместе с охраной воинской поскорей отплывать от берега. Вышли лодии в открытое море и поплыли на полудень. Тем временем пошел дождь, потом снег, вода начала замерзать, и пришла Великая Стужа.
Отплыли лодии от земли Ойразской, а гора Меру стала огнем гореть, и опять затряслась земля. На передней лодии шел царь Сварог со своим воеводой – великим Янушем, а за ним – другие цари с людьми своими. Остались те, кто уплывать не хотел, кто добра своего и золота дбался пуще жизни.
Темная ночь стояла кругом, и волны ходили, яко горы, и ни одной звезды не было видно. Сварог приказал зажечь большой фонарь, и так за его лодией все потихоньку плыли. Наутро же увидели, что позади, где была земля, только пар клубиться огромною тучей, а над ней с криками летают птицы.
А лодии пошли дальше к полудню, пока не увидели далекие горы – то уже берег был. Вошли Русы в Великую Протоку. Велел Сварог царю Вентырю потихоньку лодии дальше вести, а сам с воинами вернулся к земле Ойразской, надеясь хоть кого-то еще спасти. Однако на том месте, где гора Меру стояла, ничего уже не было, только море кипело, да плавали доски, солома, мертвые люди и звери. Заплакал Сварог и вернулся назад. Догнал он своих в Великой Протоке и поплыл с ними дальше. И увидели они людей, стоявших на берегу. И велел Сварог пристать к берегу, но прежде одеться всем в копытную броню, потому как неведомо – друзья их ждут или вороги.
Спрыгнули воины в воду, потащили лодии к берегу, с ними и воевода Януш. Вышли они, капли с брони стекают и горят на солнце, так что похожи воины на больших рыбин в чешуе. Подошел Януш к людям, а среди них много своих ойразов, кого царь раньше по делам посылал на Большую землю. Рассказал Януш, как отныне лишились они родной земли. Заплакали люди горько, потому как потеряли семьи, отцов, матерей, детей, сестер-братьев. А другие встретили родных среди спутников Сварога-царя и тоже плакали, но от счастья.
И велел царь Сварог царю Вентырю сети делать, чтобы наловить рыбы и накормить людей. Взял Вентырь пять палок – четыре вместе ремнями связал, а пятую – посредине. Приторочил меж четырьмя палками сетку, положил в середину камень, опустил в воду и наловил сеткою рыбы. Потом на берегу котлы ставили, под ними огонь разжигали и варили добрую юшку. Благодарили царя Вентыря, а сетку его так вентырем и прозвали.
И еще велел Сварог, чтоб ни телят, ни ягнят не трогали, а коров молочных берегли пуще ока и молоко только детям давали. Взрослые же должны питаться травой, кореньями и дичиной, какую на охоте добудут.
Через три дня снялись лодии и поплыли дальше. Доплыли они до Великой Речки, а там тоже люди по берегам стоят, уже дошли до них слухи о гибели земли Ойразской. Принесли люди с Великой Речки свежей еды, чистой воды и мяса и предложили возле них поселиться. И решили Русы пока тут остаться. А царь Сварог сказал, что поплывет искать Египету – земли дальней. Остался Русами Януш править, после Януша стал Вентырь, а Вентыря сменил Верша-царь, который верши для рыбы придумал.
Царь же Сварог со своими людьми плыл до Египету, и видели они по берегам огромных зверюг, которые погибли от холода, а также от голода и болезней.
Много по свету царь Сварог ездил и других людей мирно жить учил, и как железо варить, землю раять, скот разводить, масло бить и сыр делать себе на потребу. И с тех пор, как они стали жить и трудиться купно, то увидели, что меньше стало у них горестей.
И правил царь Сварог в Египету тридцать лет, а когда вернулся, то Верша-царь уже свой век доживал. И когда пришел Сварог к людям своим, то через две седьмицы преставился. Вскоре и Януш великий помер, и многие воины старые».

Бог Сварог

Бог Сварог

Как говорится: сказка – ложь, да в ней намек. Сказания о Земле Ойразской – это отголосок какого-то очень далекого события в истории славян. Наряду с рассказом о сильном землетрясении, извержении вулкана, вызвавшего цунами, в сказании есть свидетельства о вселенском катаклизме: «пошел дождь, потом снег, вода начала замерзать, и пришла Великая Стужа», «темная ночь стояла кругом», что соответсвует свидетельсвам «Авесты», китайского и других мифов северных народов о Всемирном потопе, смещении земной оси, вызвавшее резкое похолодание в благодатных краях. Эта же беда заставила ариев покинуть свою прародину Аряна-Ваеджо, где, согласно «Географической поэмы» «Авесты», было десять месяцев лета, а стало десять месяцев зимы. Вероятнее всего, речь идет об одном и том же событии.
Любопытно еще одно свидетельство «Сказаний»: «Вошли русы в Великую Протоку, увидели далекую гору». «Великая Протока», по которой можно было проплыть с севера на юг, существовала в древние времена на месте реки Обь и шла она вдоль восточных склонов Уральских гор. На карте мира Помпония Мелы здесь изображен длинный пролив, соединяющий Каспий с Северным Ледовитым океаном.

1.1. Харапы в Заполярье

В «Сказании про царя Сварога» есть такие строки: «…Когда вернулся Сварог из Египету помирать, собрал он райцев и сказал им так: «Семь тысяч лет мы зовёмся Ойразами-Русами на земле нашей, и никто еще не мог одолеть силу русскую. Вы – Русы и Ставр-Русы, Росавы и Борусы, вы – Ресы и Геты-Русы, Могучары и Хоропы, знайте, что все вы Ойразы. И не забывайте землю свою Ойразскую, где у горы Меру, у горы Золотой вы все были как цари…». Среди известных народов упоминаются хоропы. По произношению славяне делятся на окающих и акающих. Одни говорят – хорошо, другие – харашо. На субстрате «хара» состоит из двух слов: ха – слава и ра – солнце. В украинском языке сохранилось слово – хай, в немецком – хайль. Затем слово «хара» обозначало – слава. (Харе Кришна – слава богу Кришне), харити – греч. – славить, в древнерусском – любить. В русском языке вошли в обиход такие слова как характер (греч. χαρακτήρ) – совокупность существенных свойств, определяющих человеческю индивидуальность, особенности предмета. Характерник – тот, кто осознанно управляет своим волевым центром (хара), отсюда же и знахарь – знающий хару (казацкие характерники). Слово «харя» связано с лицом. В древности на Руси харями назывались маски (см. Комоедица), «святочная харя»; в словарях есть определения хари – как отвратительное лицо; хара – лучица. Необходимо отметить, что слово «хара» получило широкое распространений на многих языках земли. У японцев это центр, из которого жизнь покидает тело (самоубийство – харакири); в индуизме – портал в нашу душу; одно из имён Шакти и Радхи. В иранской литературе священная гора Меру называется Хара-Березайте, у аккадцев – Харасак Курра, что можно перевести как «славная голова – солнечная гора».
О том, что хоропы/харапы обитали в древности на Приполярном Урале свидетельствует топонимика: к берегу Карского моря выходит горный массив Харапэ (отм. 138.3), есть горный хребет Харапэмусюр. С него берет начало река Харапэяха (яха – река), левый приток Нгоюяха. Есть еще небольшая гора Харапэ (126 м.), река Харехалятато.
Слову «хара» близко по звучанию и слово «кара». С Приполярного Урала стекает река Кара, давшая название Ка́рскому морю. В море впадают полноводные реки Обь и Енисей, между которыми расположено Центральное Карское плато, входившее до Вселенского потопа в Семиречье моря Варукаша. С названием реки Кара связано имя ненецкого рода кара. В Дендрограмме 55 этнопопуляций ненцы и русские составляют один кластер.
У тюркских народов слово «кара» связано с черным цветом. Но по-египетски «ка» – бык, «ра» – солнце, а его символ – золотой теленок. На Русском Севере слово «кара» имеет много значений: залив на реке или озере; корыто для рыбы, матросская миска, да и сам карабль/корабль/посудина. У всех славян «кара» – наказание. Бытует выражение «кара божья». Каранье – оплакивание покойного. У казанских татар карач – высокий сановник; карачи – министр у уйгуров. Как видим, у этого слова много значений. Залив Кара-Богаз-Гол Каспийского моря переводят как «черная пасть», но в его названии есть слова «кара», «бог» «ас», что свидетельствует: древние вкладывали в него иной смысл. Город Карачи, когда-то располагавшийся в дельте Инда, наводит на мысль, что и эта великая река могла называться Кара/Хара, а населявшие её карачи/харачи – древнейшие славяне (Окончание «чи», «ч» — сугубо славянское изобретение: кривичи, вятичи, томичи и т.д.).
Югра – так называли племена хантов и манси, населявших северные территории за Уралом. На многих старинных картах в низовьях Оби изображена Злата Баба с копьем и младенцем на руках, обозначены города Siber (Сибирь), Tumen (Тюмень), Cumbalik (Камбалык) и другие. Самой жгучей тайной Золотой Бабы оказалось русское название святыни. Обские угры называли её – Старуха, а белогорские остяки – Словутес, то есть – славянка, богиня Слава. Ее иртышский супруг Золотой Осирис именовался Русским Богом. Кроме этого.
Разгадка появления славянских имен в Сибири содержится в известиях мусульманских писателей Средневековья. Ал-Масуди (X век) описывает три храма славян: один храм с кумиром «Сатурна» стоял в Минусинской котловине, второй, с идолом из золота и статуей девушки, – в районе Таймыра, третий – на Урале. О почитании в Минусинской котловине «Сатурна и Венеры» писал побывавший здесь Абу Дулеф (X век). Ибн-Мукаффа (VIII век) называл жителей этого места славянами. Под Сатурном восточных авторов скрывается бог подземного мира Осирис, а под Венерой — богиня любви Мара/Морена/Исида. Славянам принадлежала так называемая тохарская археологическая культура. Существовало и государство Тохаристан. Тохарцы были талантливыми горняками, металлургами и кузнецами. Южный Урал называли Славянскими горами.
Еще в XIV веке Эломари знал светлых и голубоглазых сибиряков. Он писал: «Фигуры их – совершенство создания по красоте, белизне и удивительной прелести; глаза у них голубые. Казаки Ермака среди малорослых и монголоидных аборигенов к своему удивлению иногда встречали подлинных гигантов, а среди аборигенок – писаных красавиц.

1.2. Сотворение Турана

В Сказании о земле Ойразской говорится об исходе на юг: «А когда Русами стал Каныш-царь править, сказал им: мучаемся мы голодом и холодом, и скотина наша, и звери кругом мучаются оттого, что земля ледяная. Пойдёмте новую землю искать! И пошли русы с Канышем-царем в землю Синдскую, и там развели вдоволь скота, и могли уже есть молоко, сыр и масло, и хлеба имели вдосталь, а к нему капусту свежую и моченую… А после Каныша был Могучар-царь, при котором осели Русы на семи реках, где они жили богато и счастливо» . Новым Семиречьем стала Средняя Азия. Оно возникло после схода вод моря Варукаши 2, которое когда-то простиралось от Альп до Балхаша. В «Авесте» это описывается следующим образом: «И вот царству Йимы триста лет настало… Не находилось места для мелкого скота, и крупного скота, и людей… Тогда Йима выступил к свету в полдень на пути Солнца. Он, обратившись к земле, дунул в золотой рог и провел по ней кнутом (вариант: бросил золотую стрелу, докуда она долетала, там являлась суша), говоря: Милая Свента Армайти (Святая Земля), расступись и растянись вширь!.. Вот так Йима эту землю раздвинул…». Йиму чтили арии (Имра), славяне (Богумир), германцы (Имир), индусы (Яма) и другие народы. Под бросанием стрелы некоторые историки подразумевают завоевательные походы ариев, которые прошли чуть ли не всю Евразию. Однако в тексте есть ключевое слово «суша», которое свидетельствует, что Йима освобождал от воды землю.
Известно около 200 различных версий даты сотворения мира, но наиболее часто повторяется цифра 5,5 тыс. лет до н. э. Тогда в результате прорыва Босфорского перешейка образовалась «Великая протока» – Босфор и Дарданеллы. От воды освободились Северное Причерноморье, Дунайская низменность, гигантские просторы Средней Азии и значительная часть Западно-Сибирской низменности. Ассиро-вавилоняне освободившиеся от воды районы называли «куммы» – тайное место возрождения богов и людей. В Средней Азии это слово встречается часто: пустыни Каракумы и Кызылкум, города Аккум и Баиркум в долине Сырдарьи, пески Яманкум и т. д. Реки Кума и Подкумок текут на Северном Кавказе.
В.Н. Даниленко в монографии «Космогония первобытного общества» так описывает новую проародину ариев. Гора Хара-Берзаити (обычно сопоставляемая с Эльбурсом – горной цепью в Прикаспии) возвышается над землей на громадную высоту. Она выше облаков и вершиной своей достигает сферы беспредельного света. Здесь находится Гаронман – обиталище Ахура-Мазды и других богов. Альбардж – мать всех 2224 гор земли, и они от нее произошли. Главная ее вершина – Таира (Гемавенд, 5604 м), вокруг нее обращаются солнце, луна и звезды. У подножия горы – мировой океан Варукаша. С одной из вершин Альбарджа – Хунаирии стекает поток Ардви-Сурья Анахит (Сефидруд), питающий чистой и священной водой Варукашу, а также все реки земли. «Сурья» – это несколько искаженное слово «сура» – солнечная вода древних праегиптян.
После схода вод территория Средней Азии представляла плодородную равнину. Аральское море с Каспием соединяла Великая среднеазиатская река Чу-Жан-Дарья-Узбой. С севера в нее впадали реки, берущие начало в горах Южного Урала и Казахского мелкосопочника. Тургайская ложбина отворяла путь водам Западной Сибири на юг. В Узбой впадали и реки Тянь-Шаня, Памира, Гиндукуша, Копет-Дага. В древности Семиречьем называли все земли от Алтая до Каспия.
Благодаря обилию влаги и солнца, бывшее дно трудолюбивыми руками переселенцев было превращено в огромный цветущий сад. Здесь родилась и стремительно расцвела могучая городская цивилизация, которая охватывала территорию современной Туркмении, Ирана. Время ее расцвета приходится на 5-3 тыс. до н. э. Здесь оставили свои топонимические следы и шумеры. Зооморфный тотем шумерского бога неба Ана – гигантский бык-тур – дал ей название Туран. О египетском следе свидетельствует государство Хорезм – один из древнейших очагов высокой земледельческой культуры. Его название состоит из слов «хор» (Гор, слав. Хорс) – бог солнца, «зм» – земля, что означает «солнечная земля». Хорезмийцев звали – хвалисы. А «хвала» на многих славянских языках значит – слава. Хвалисы/хваличи – славяне. От них пошло еще одно название Каспия – Хвалынское море. В «Повести временных лет» болгары и хвалисы упоминаются вместе: «Из Руси можно идти по Волге в Болгары и в Хвалисы». Татищев называет их «нижними болгарами».
Городская цивилизация Средней Азии выработала характерный крестовый орнамент, сохраненный и дошедший до нас на керамических сосудах. Археологи выявили, что мезолитические культуры Средней Азии, Западной Сибири и Европы почти идентичны.
В середине 4 тыс. до н. э. началась сильная засуха и на месте необъятного цветущего сада выросли пустыни Каракумы и Кызылкум. Площади городов и селений, расположенных на северных склонах Копетдага (район Ашхабада), неуклонно сокращались. Древнее русло могучей прежде реки Узбой на протяжении последних пяти веков оставалось сухим. Люди бросали обжитые места и уходили в поисках лучшей жизни.
В 2013 г. московское Издательство Амрита-Русь выпустило книгу С.И. Верковича «Веда славян» в переводе В.Г. Барсукова. В народных песнях болгар-помаков рассказывается о древних временах, когда направился читайский король через ту землю Харапскую на берег Белого Дуная. «Пришли с Читайской земли через землю Харапскую, море великое и заняли Белый Дунай». Герой «Книги Велеса» Сада-Краль – арийский Оседень – тоже переселил свои роды из Семиречья на Балканы, так как негде стало жить.
В Средней Азии есть древний город Бухара в Узбекистане. В «Авесте» упоминается страна Харайва (Славия).

1.3. Славия на Инде

Земля славянская

Николай Рерих.  Земля славянская.

О переселении харапов в долины Инда свидетельствует хараппская археологическая культура каменного века, названная по городу Хараппа, расположенному в Северном Белуджистане на реке Равви – притоке Инда в Пакистане. Территория хараппской культуры занимала более 1100 километров с севера на юг и более 1600 километров с запада на восток. На юго-востоке Афганистана есть Нангархарская долина – житница страны, а расположенный в ней город Джелалабад прежде именовался Гандхара (слава). Кишлак Хара находится на реке Печдара в провинции Кунар. В Монголии, близ развалин древнего Хара-Хорина, краевед Н.М. Ядринцев нашел рунические письмена, подобные надписям, обнаруженным в Туве и соседних регионах. На двух больших каменных стелах вырезаны огромные тексты с сибирскими письменами и китайскими иероглифами. В 1891 году группа академика В.В. Радлова, исследуя древние развалины на реке Орхон около Каракорума, обнаружила огромный гранитный памятник. Каракорум, судя по названию, – славные или солнечные горы. На их южных склонах до сих пор проживают балти, калаши и другие потомки ариев. Озеро Хара-Усу-Нур находится в Монголии, восточнее Памира. Великий русский художник и философ Н.К. Рерих (на наречии лютичей рерик – сокол) изобразил Землю Славянскую в Гималаях. Он более 20 лет прожил в Индии в долине Кулу в городе Наггар, искал в экспедициях общие корни славян и индоиранцев, восточные истоки Древней Руси и считал Индию колыбелью древней культуры и духовности. На юго-запад от Инда существовала страна Харахвати в районе современного афганского города Кандагар. Бхарата (славная земля) – официальное название Индии на языке хинди. Но у этого слова много значений: Бхарата-варша – древнее название Индии; Бхарата был могущественным императором всей Арьяварты – ведической империи арийцев; Бхарата – герой древнеиндийского эпоса «Рамаяны»; родоначальник племени бхаратов, упоминаемый в «Ригведе».
В шумерской мифологии есть сакральная связка» «галл» и «банда». «Галл» переводится как великие, а «банда» – малые. Почти все небольшие селения вдоль правого берега Инда до провинции Синд имеют в своем названии слово «банда»: Банда-Асар, Джала-Банда, Абасбанда, Бандаланд, Бараульбандай и т. д. Они также присутствуют в названиях огромного количества населенных пунктов Пакистана, Индонезии. Есть даже море Банда. Майданские горы свидетельствуют о пребывании здесь библейских народов, ибо майданом в Библии назван райский сад.

Харапская цивилизация

Карта Хараппской цивилизации

В хараппской цивилизации хорошо прослеживается процесс перехода от собирательства, охоты и рыболовства, связанных с кочевьем, к оседлому земледелию и образованию самобытных поселений и городов с многоэтажными домами. Исследование древних поселений показало, что один и тот же народ постепенно осваивал земли и, приспосабливаясь к своеобразному климату бассейна Инда, собирал два урожая в год. Хараппцы выращивали нескольких сортов пшеницы, ячменя, бобовых, занимались садоводством, разводили крупный рогатый скот (горбатая корова, бык зебу и обычная корова), коз, овец, свиней. В долинах Инда выращивался рис, хлопок.
Города древней Индии представляли собой великолепно организованные геометрически построения. В центре, расположенном на холме и окруженном прочной кирпичной стеной из обожженного кирпича, жили правитель, жрецы, находились храмы, а вокруг располагались жилые кварталы с правильными широкими (до 10 метров) улицами, пересекающимися под прямым углом. На окраинах строили малые хижины. Небольшое количество рабов (собственность правителя и, может быть, храмов) жило там же, в центре, за массивными стенами. Скорее всего, за эти стены простые индийцы не допускались: очень узкие лестницы и двери говорят о том, что эти входы были только «для своих». Однако при опасности нападения или наводнениях такой своеобразный «замок» использовался как крепость. Внутри и снаружи городской стены размещались здания складов и зернохранилищ.
Город был оборудован сетью канализационных стоков с уступами и выгребными ямами. Обнаружены общественные колодцы, которыми пользовались все жители города, а также индивидуальные колодцы, расположенные внутри богатых дворов. Знать уже отличалась роскошной жизнью: дома имели 2-3 этажа и десятки комнат, в то время как дом среднего жителя состоял из двух комнат. При доме знатного человека обязательно имелся двор с постройками, отделенный от всего остального мира кирпичным забором или стеной.
Гончарное производство долгое время представляло собой ручное изготовление утвари – грубой, без украшений. Позже возник ручной гончарный круг и простой узор, наносившийся режущим инструментом или веревкой. Даже после того, как в обиход вошла облицованная и лощеная керамика, рисунок на посуде остался сдержанным. Используя усовершенствованный гончарный круг харапцы делали тонкую и красивую посуду, часто покрытую легкой росписью, и только иногда – возможно, лишь для определенных целей – великолепной и богатой росписью. Они умели производить красную, палевую, розовато-красную, а также серую керамику, использовавшуюся в Уруке. Интересно производство грубоватых чаш с заостренным дном, встречающиеся очень часто в тот период, когда уже производилась тонкая изысканная посуда. Ученые считают, что ими пользовались только один раз, после чего разбивали (так принято у современных индийцев, но содержание ритуала не совсем ясно. У русских бокалы бьют на счастье).
Металлургия (медь, бронза, золото, свинец, серебро) развивались в основном в городах. В отличие от других южных культур, меделитейщики, кроме бронзы (медь с оловом), использовали сплав меди с мышьяком. Эта технология пришла из Средней Азии. Хараппские мастера владели ювелирной техникой, изготавливали не только золотые украшения, но и предметы из драгоценного и полудрагоценного камня.
Отличительной особенностью хараппской культуры является полное отсутствие скрепляющих одежду булавок. Металлурги изготавливали ножи, кинжалы, серпы, топоры. Позже появилась металлическая посуда, но она целиком повторяла керамические формы.
Хараппцы имели свою письменность. Известно уже более тысячи «печатей» с изображениями животных, выполненными в реалистической манере, с надписями. Однако, учитывая краткость письма, большое количество письменных знаков (их более 400) они до сих пор не прочитаны. Изучение затруднено еще и тем, что до конца не прояснено назначение квадратных «печатей». Не найдено ни одного достоверного доказательства того, что квадратные печати использовались для нанесения оттиска, в то время как печати аналогичных форм в Месопотамии (в том числе и цилиндрические) как раз использовались по такому назначению. О морской торговле свидетельствуют печати с изображением мачтовых морских судов, найденные в Лотхале, неподалеку от Мумбая (Бомбей).

1.4. Мохенджо-Даро

Знаменитый город хараппской цивилизации Мoхенджо-Даро находился в нижнем течении Инда и был обнаружен совершенно случайно. Местные крестьяне использовали для строительства крупные обожженные кирпичи из развалин, скрытых под наносами реки. В 1920 г. за раскопки принялись английские ученые. Затем к ним подключились археологи Индии, Пакистана и др. Постепенно открылись очертания города с четкой планировкой улиц с двух- и трехэтажными домами, развитой системой подземных водоотводов и керамических труб, подающих воду в ванные комнаты. В городе была общественная баня. В его окрестностях обнаружены мощные ирригационные сооружения, разветвленная сеть каналов для орошения полей.

Читать онлайн книгу Николая Кикешева «Метаистория цивилизаций»