Международная славянская конференция. Доклады О.А. Платонова и С.Н. Бабурина.

международная славянская конференция минск

11–13 марта в Минске прошла Международная славянская конференция «Мировой лад – противовес мировому господству», в числе организаторов которой были Общественное объединение «Русь», Международный союз общественных объединений «Всеславянский Союз», Международная славянская академия и другие славянские организации.В работе конференции приняли участие более 200 видных ученых и общественных деятелей. В числе участников были русский государственный деятель С. Н. Бабурин, один из лидеров белорусского славянского движения В. А. Сацевич, директор Института русской цивилизации О. А. Платонов, академики Белорусской академии наук Е. М. Бабосов, П. Г. Никитенко и мноние другие. Работа конференции началась с исполнения гимна славянских народов «Русь Единая».

Представляем вашему вниманию открывший конференцию доклад председателя Всеславянского Союза О. А. Платонова, а также выступление С. Н. Бабурина.

О. А. Платонов

Мировой лад против мирового зла

Дорогие друзья, братья и сестры славяне!

В своем докладе я хочу познакомить вас с некоторыми итогами исследований, проводимых Институтом русской цивилизации.

Главное противоречие всех мировых эпох, которое можно изучать по письменным источникам (по крайней мере, с конца I тысячелетия до н. э.), – это столкновение цивилизаций духовных с цивилизациями агрессивно­потребительскими.

Если первые ориентированы на духовные понятия добра, правды и справедливости, соборность, нестяжательство, то вторые – на рационализм, индивидуализм, стяжательство и эгоизм.

Примером духовной цивилизации является цивилизация славянская и славяно­русская, примером агрессивно­потребительской – цивилизация современного западного мира. Именно в столкновении этих двух цивилизаций решаются главные вопросы современности.

Славянская и славяно­русская цивилизации в современном мире являются духовным воплощением мирового лада.

История Европы состояла в непрекращающейся борьбе двух цивилизаций – германо­романской и славянской. Каждая из этих цивилизаций строилась на собственных основаниях.

В славянском мире преобладали общинные начала над личными, духовное– над материальным.

В западном царствовали индивидуализм и рационализм, материальное преобладало над духовным.

В отношении к другим народам у Запада преобладало завоевание. Тогда как миродержавной ролью славянского племени было не завоевание, а хозяйственно­культурный подъем страны.

Основные духовно­нравственные понятия славян сформировались еще до принятия христианства. Об этом свидетельствует тот факт, что слова, выражающие главные духовно­нравственные понятия у большинства славянских народов звучат одинаково. Это прежде всего слова: «добро» и «доброта», «правда», «справедливость», «вера, «верность», «дух», «душа», «ум», «право», «власть», «честь», «гостеприимство», «счастье».

Славянский мир был укоренен в понятиях добра, правды и справедливости. О приверженности славян к этим духовным понятиям говорят древние письменные источники. Так, греческий географ и историк Страбон отмечает «добротолюбие (любезность), справедливость и правдивость (простоту) славян».

Родовой чертой метафизики славяно­русской цивилизации, как и общеславянской, является ее онтологическая укорененность в духовных понятиях добра, правды, справедливости, воплощенных в понятии «Святая Русь». Именно через нее Православие стало парадигмой русской цивилизации. Именно понятие «Святая Русь» легло в метафизическую основу «символов духовного опыта» русской цивилизации. Как учил меня митрополитСанкт­Петербургский и Ладожский Иоанн Снычев, Святая Русь – особое благодатное свойство триединого русского народа, делающее его оплотом христианской веры во всем мире. Жертвенное служение идеалам добра и справедливости, стяжание Духа Святого, устремленность к безгрешности, совершенствованию и преображению души сделали триединый русский народ народом­богоносцем, новым Богом избранным народом, но не смысле противостояния другим народам и стремления господствовать над ними, а в смысле первенства в борьбе с мировым злом. Славянский мир стал главным разрушителем центров мирового зла – Хазарского каганата, Тевтонского ордена, остановил католическую экспансию, уничтожил империю Наполеона и Третий рейх Германии, перемолол татаро­монгольскую и Османскую империи.

Изучая труды русских святых и подвижников Православия, сочинения славянофилов и таких великих мыслителей, как Ф.М. Достоевский, можно выделить самые важные в духовной истории славяно­русской цивилизации идеалы:

  • идеал церковности и духовной цельности – неразрывность веры и жизни. Вера одухотворяет жизнь и придает ей смысл;
  • идеал добротолюбия как критерия истинной христианской жизни и святости;
  • идеал нестяжательства – преобладание духовно­нравственных мотивов жизни над материальными;
  • идеал самодержавной монархии, симфонии светской и духовной власти, возглавляемой царем и патриархом;
  • идеал соборности – растворение личности в Церкви, монархическом государстве, Православном народе;
  • идеал патриотизма – любовь к земному отечеству как преддверию Царствия Небесного. После веры в Бога патриотизм – высшее выражение духовности человека.

Символы Святой Руси раскрывают онтологию бытия русской цивилизации. Бытие в метафизике русской цивилизации – сверхчувственная реальность, познание которой открывает смысл Русского мира и назначения русского человека. Космос в метафизике – порядок, разумность, красота и величие Русского мира, за которым стоит Бог. Бог – первый объект метафизики, познавая Его, человек познает мир. В системе мироздания русская цивилизация как особая духовная общность жестко противостоит западной цивилизации, рассматривая ее как разрушительный фактор в развитии человечества.

Русские мыслители, размышляя об особенностях развития России и Запада, отмечали коренное различие их путей. Раскрывая самобытные начала славяно­русской цивилизации, они доказывали, что Православие через Россию может привести к перестройке всей системы культуры. История призывает Россию встать впереди всемирного просвещения – история дает ей право на это за всесторонность и полноту русских начал. У славянофилов было очень глубокое сознание не только особого пути России, но и всемирной задачи России. Эта всемирная задача состоит в том, чтобы освободить человечество от того одностороннего и ложного развития, которое получила история под влиянием Запада.

Система духовных ценностей славяно­русской цивилизации и составляет мировой лад, к которому должно стремиться все человечество.

Теперь поговорим о мировом зле.

С начала 1990­х годов прошлого века, по благословению митрополитаСанкт­Петербургского и Ладожского Иоанна, я занимаюсь изучением подрывной деятельности тайных обществ и сионистских организаций против христианской цивилизации, и прежде всего православной России. В прошлых исследованиях я опирался на документы и материалы Особого архива КГБ СССР, в основе которого был спецархив Адольфа Гитлера, собранный из архивов масонских лож и еврейских организаций Западной Европы.

В процессе изучения документов архива КГБ митрополит Иоанн рекомендовал мне уделить особое внимание изучению мондиалистских организаций, своего рода «тайного мирового правительства» – Совета по международным отношениям, Бильдербергского клуба, Трехсторонней комиссии и многих других, деятельность которых в настоящее время играет трагическую роль в странах бывшей Юго­славии, Ближнего Востока, Египта, Ирака, Ливии и Сирии.

В 2000–2005 годах я был членом Международного общественного трибунала по преступлениям НАТО в Югославии, собирая материалы о преступной деятельности НАТО и других западных организаций не только в бывшей Югославии, но и в Ираке, Афганистане, Сирии.

Всем нам, собравшимся здесь, следует уяснить, что в начале XXI века человечество вступило в совершенно новую эпоху, которой сопутствуют иная архитектура мира и полная переоценка ценностей. Соответственно, все наши оценки и поиски ответов на современные вызовы и угрозы миру должны делаться исходя не из старой, относящейся к прежней эпохе, шкалы координат, а из принципиально нового инструментария оценки, позволяющего понять суть происходящих событий.

Прежде всего следует сказать, что кризисные, катастрофические события в европейском мире являются началом стихийного, самопроизвольного демонтажа всей системы западного капитализма и возрождения вечных общечеловеческих ценностей, воплощенных в Православии.

Главной причиной существующих в мире военных угроз является традиционная система капитализма, капиталистический миропорядок, постоянно провоцирующий конфликты и агрессию. Современный западный капитализм есть воплощение мирового зла.

Капитализм родился как антихристианская идеология, основанная на экономическом учении Талмуда и ставшая по определению великого русского философа А. Ф. Лосева одной из сторон (наряду с социализмом) развертывания сатанинского духа неприятия христианской цивилизации. Главной целью жизни, согласно идеологии капитализма, является: материальное преуспевание, нажива, стяжание денег и капитала любыми возможными средствами, прежде всего за счет обмана и эксплуатации более слабых народов и членов общества.

С самого начала возникновения капитализма в конце Средних веков ядром и главными носителями его идеологии были иудеи­талмудисты, ориентировавшиеся на создание общества, в котором, по учению Талмуда, будет господствовать еврейский народ, а все остальные народы мира станут служить ему и положат к его ногам все богатства земли.

Разложение католицизма в конце Средних веков стало исходной точкой создания капиталистической идеологии и экономических средств порабощения человечества.

Современная западная экономическая система – это гигантская финансовая пирамида, ориентированная не на реальное производство, а на финансовую спекуляцию и мошеннические комбинации. Реальное производство товаров и услуг составляет только несколько процентов всех экономических ценностей западного мира. Все остальное (более 95%) является фиктивным капиталом, главным образом, деривативами, не обеспеченными реальными ценностями.

Венцом паразитического капитализма являются США. Эта страна, потребляя 40% общечеловеческих ресурсов, создала особый финансово­экономический механизм перекачки ресурсов, принадлежащих всему человечеству, в свою пользу. Суть этого глобалистского механизма – в создании фиктивных ценностей и неравноправного по отношению к другим странам обмена товарами и услугами.

Во многих крупнейших американских корпорациях объем деривативов в десятки раз превышает объем реальных капиталов. Как во всякой жульнической пирамиде, проценты по этим фиктивным ценностям выплачивались за счет выпуска все новых и новых деривативов.

Другим инструментом перераспределения ресурсов различных стран в пользу США является огромное количество необеспеченных долларов, которые американская система пустила на мировой рынок.

Реальная стоимость доллара как ценности, обеспеченной экономическим и финансовым потенциалом страны, значительно меньше, чем его покупательная способность. Это дает Америке возможность за не обеспеченные реальными ценностями бумажки перекачивать себе огромные ресурсы, принадлежащие другим странам. Главный товар Америки, на котором она больше всего «зарабатывает» на мировом рынке, – это не техника и машины, а бумажные доллары с искусственно завышенным курсом покупательной способности.

Западный капитализм трансформировал государственную власть. Он превратил ее из национальной и независимой власти во власть, подконтрольную наднациональной элите. Развитие власти наднациональной элиты привело к потере национальных суверенитетов и национальной идентичности во многих странах. Главной формой управления современным западным обществом является управляемая демократия, в условиях которой под ширмой псевдодемократических процедур (выборы, голосование и т. п.) доминирует абсолютная власть наднациональной элиты. С помощью подконтрольных средств массовой информации людям внушается, что они свободны и живут в свободной стране. Однако на самом деле декларированная свобода оказывается фикцией, а окончательный выбор делает наднациональная элита.

Управляемая демократия – власть узкой группы очень богатых людей и обслуживающих их политических деятелей. Именно эти люди закулисно решают, кто будет управлять – начиная с общегосударственного и кончая местным уровнем.

Типичными представителями управляемой демократии являются США и страны Западной Европы. В этих странах под прикрытием демократической риторики существует самая жесткая диктатура наднациональной элиты. В США, например, около 200 лет народ избирает своих президентов из представителей двух партий, каждая из которых является выразителем интересов наднациональной элиты, главным военно­террористическим инструментом которой является НАТО.

Вся система власти и экономики современной Европы находится под контролем «избранного народа», создавшего закулисные рычаги управления массами с помощью продажных политиков и масонских организаций. Великую европейскую культуру шаг за шагом вытесняет американская антикультура, поп­культура. На наших глазах происходит депопуляция, денационализация и деградация европейских народов. Если ничего не изменить, то через четверть века англичане, французы, итальянцы, немцы станут национальными меньшинствами в своих странах, а типичными представителями их будут люди с извращенной психикой и нетрадиционной сексуальной ориентацией. К сожалению, многие европейцы не хотят понять, что современный Евросоюз является главным орудием депопуляции, денационализации и деградации коренных народов Западной Европы. В понятиях современной геополитики Евросоюз является формой порабощения и ограбления малых народов Европы, и прежде всего славян.

Кризис власти в США и в Евросоюзе привел к тому, что многие западные политики попытаются сохранить свою власть над обществом и странами­сателлитами путем усиления агрессивных военных акций, глобальной гегемонистской политики, милитаризации международных отношений. Соединенные Штаты, например, в трагических для этой страны условиях могут попытаться развязать глобальную войну, чтобы в результате ее снизить огромную задолженность Америки всему миру – не исключается создание системы военного капитализма, основой которой станут вооруженные силы США и блока НАТО.

НАТО осуществляет агрессивные акции во многих странах мира. В настоящее время на планете существуют около 800 американских военных баз, только в Германии их насчитывается более 90. С момента возникновения НАТО число жертв этой преступной организации превысило более 100 млн человек, в том числе свыше 8 млн убитыми. Согласно последнему уставу НАТО, эта организация является главным стражем существующего капиталистического миропорядка, основанного на учении Талмуда «об избранном меньшинстве». Руководители НАТО заявляют, что «военная политика альянса – это политика военного обеспечения для Запада доступных природных ресурсов и энергоресурсов». Главной задачей НАТО является установление контроля над всеми стратегическими ресурсами мира. Главными противниками НАТО являются Россия и Китай.

В НАТО создана система сочетания руководящих должностей Совета по международным отношениям с должностями в НАТО, что способствовало осуществлению глобалистских планов установления мирового господства и создания мирового правительства. Все американские руководители НАТО и крупные американские генералы входят одновременно в Совет по международным отношениям. В середине 1990­х годов их численность в СМО составляла 61 человек. В начале XXI века эта численность значительно увеличилась.

Выработанный на заседаниях Совета по международным отношениям договор включил в Пакт НАТО статью 5, которая, вопреки Уставу ООН, разрешала армиям членов НАТО осуществлять агрессию, применять вооруженные силы без каких­либо полномочий от Совета Безопасности (пакт только обязывал его участников уведомлять Совет Безопасности об осуществленных ими агрессивных действиях). Статья 6 того же Пакта давала странам НАТО «право» на развязывание «неспровоцированной агрессии».

Опираясь на особые права системы глобализма, страны НАТО совместно и по отдельности осуществляли ряд агрессивных действий против многих стран мира.

Вот краткий перечень агрессивных действий ведущей страны НАТО – США.

1949–1953 гг. – агрессия против Филиппин. Гибель многих тысяч филиппинцев.

1950–1953 гг. – вооруженное вторжение в Корею около миллиона американских солдат. Гибель сотен тысяч корейцев.

1964–1973 гг. – участие 50 тысяч американских солдат в карательных операциях против Республики Лаос. Снова тысячи жертв.

1964 г. – кровавое подавление панамских национальных сил, требовавших возвращения Панаме прав в зоне Панамского канала.

1965–1973 гг. – военная агрессия против Вьетнама. Уничтожение свыше миллиона вьетнамцев. По примеру Гитлера полностью уничтожались мирные деревни, напалмом выжигались целые территории вместе со всеми обитателями. Массовые убийства женщин и детей.

1970 г. – агрессия против Камбоджи. Со стороны США – 32 тысяч солдат. Многочисленные жертвы среди мирных жителей.

1982–1983 гг. – террористический акт 800 американских морских пехотинцев против Ливана. Снова многочисленные жертвы.

1983 г. – военная интервенция в Гренаду около 2 тысяч морских пехотинцев. Погублены сотни жизней.

1986 г. – вероломное нападение на Ливию. Бомбардировки Триполи и Бенгази. Многочисленные жертвы.

1989 г. – вооруженная интервенция в Панаму. Погибли тысячи панамцев.

1991 г. – широкомасштабная военная акция против Ирака, задействовано 450 тыс. военнослужащих и многие тысячи единиц современной техники. Убиты не менее 150 тысяч мирных жителей. Бомбардировки мирных объектов с целью запугать население Ирака.

1992–1993 гг. – оккупация Сомали. Вооруженное насилие над мирным населением, убийства гражданских лиц.

1999 г. – агрессия против Югославии, десятки тысяч жертв среди мирного населения, сотни тысяч беженцев.

2002 г. – военная агрессия против Афганистана, оккупация страны в 2002–2016 годах, гибель сотен тысяч мирных жителей.

2004 г. – военная агрессия против Ирака, оккупация страны в 2004–2016 гг., гибель более миллиона ее жителей в результате военных действий, варварских бомбардировок и последствий оккупации.

2011 г. – военная агрессия против Ливии, варварские бомбардировки, убийство национального лидера страны, гибель сотен тысяч мирных жителей.

2013–2016 – блокада Сирии, спецслужбы НАТО развязывают в Сирии гражданскую войну в результате которой пострадали миллион человек, сотни тысяч были убиты.

Но это только открытые агрессии. А сколько десятилетий США вели необъявленную войну против Сальвадора, Гватемалы, Кубы, Никарагуа, Афганистана, Ирана, вкладывая огромные средства для поддержания марионеточных проамериканских режимов или инспирированных Америкой повстанцев, выступавших против законных правительств, не признававших американское господство в этом регионе. Гондурас был превращен США в военный плацдарм борьбы против Сальвадора и Никарагуа.

Планы варварской вооруженной агрессии Запада против Югославии были разработаны на совещаниях Совета по международным отношениям. Именно этот орган принял главное политическое решение «наказать» православный сербский народ за нарушение «правил игры». Главной виной сербов, с точки зрения системы глобализма, считается их твердость в отношении национальных интересов своего народа, главным из которых является сохранение Православия и территориальной целостности. В глазах руководителей мировой закулисы сербский народ является величайшим еретиком, так как единственный среди европейских народов сумел сохранить национальное правительство, нашедшее в себе силы и мужество противостоять диктату глобализма.

Вооруженная агрессия США и их сателлитов по блоку НАТО в Югославии в апреле­июне была карательной операцией «мирового правительства», одним из этапов установления «нового мирового порядка». В результате этой операции пострадали миллионы людей, десятки тысяч были убиты во время бомбардировок (в том числе с использованием запрещенного международными конвенциями оружия), разрушена большая часть экономики Югославии. «Мировое правительство» попрало принятые нормы международного права и конвенций ООН, фактически официально провозгласив силу главным инструментом международных отношений.

Ввод на значительную часть территории Югославии войск НАТО является оккупацией этой страны, направленной на ее постепенное уничтожение с передачей территории сопредельным государствам.

Один из вождей «нового мирового порядка» Дж. Сорос в статье «Подрыв границ» через месяц после окончания бомбардировок НАТО заявил, что «Балканы нельзя реконструировать на основе национальных государств». По его мнению, чтобы покончить с национальной государственностью стран Юго­Восточной Европы, нужно взять их под протекторат Европейского Союза, который «должен развернуть свой зонтик над всем регионом». Новые границы предполагается установить для всех балканских стран, включая Югославию (без Косова), Албанию, Румынию и Болгарию. Во всех этих странах предполагается ликвидировать таможни, отменить государственное регулирование экономики, уничтожить национальные валюты и ввести евро или немецкую марку.

Аналогичные идеи проводятся в документах Совета по международным отношениям. Например, в программе «Реконструкция Балкан», разработанной по поручению Совета членом этого совета, президентом Фонда Карнеги М. Абрамовичем. Согласно этой программе, «реконструкция» Балкан будет осуществляться в условиях «мощного военного присутствия НАТО на его долговременных базах в Албании, Боснии, Македонии и Косове. В результате реконструкции на карте Балкан будут оставлены следующие государства: Албания, Косово, Румыния, Сербия, Хорватия и Черногория».

Подобные планы ликвидации национальных правительств разрабатываются Советом по международным отношениям и НАТО в отношении стран Ближнего Востока и Северной Америки, и прежде всего в отношении Ирана, Сирии, Ливии, Египта.

Перечисленные выше факты дают основание рассматривать Совет по международным отношениям и НАТО как преступные организации, попирающие нормы международного права.

Человечество вправе предъявить заговорщикам из Совета по международным отношениям и других глобалистских организаций, считающих себя «мировым правительством», особый счет и судить их, как военных преступников, на новом Нюрнбергском процессе. Подобно идеологии фашизма идеология глобализма и масонства должна быть объявлена вне закона, а ее носители подвергнуты суровому уголовному наказанию. Совет по международным отношениям и другие глобалистские организации НАТО, масонские ложи и клубы вроде «Ротари» или Пен­клубов должны быть приравнены к фашистским организациям и запрещены.

В целях отражения нынешней политической действительности должен быть создан Международный Трибунал по расследованию преступлений западных глобалистских организаций. Устав, повторяющий положения Устава Международного Военного Трибунала в Нюрнберге, который подобно ему предусматривал бы две формы ответственности за соучастие в преступных глобалистских и масонских организациях: во­первых, за участие в преступном заговоре против человечества, а во­вторых, за участие в преступных организациях. Обе эти формы органически и неразрывно между собой связаны, ибо они в уголовно­правовых терминалах отражают то соотношение и ту связь, которые в настоящее время существуют между глобалистским заговором и преступными организациями, созданными глобализмом, и прежде всего НАТО.

Для фундаментальной правовой разработки этого вопроса при Международном Трибунале должен быть создан специальный следственный комитет по расследованию деятельности Совета по международным отношениям и других глобалистских организаций.

Нынешние руководители западных государств – членов НАТО, которые принимают участие в агрессивных действиях в бывшей Югославии, Афганистане, Ираке, Ливии, должны рассматриваться, как военные преступники, руки которых обагрены кровью миллионов жертв. Рано или поздно они подлежат суровому суду народов мира, ибо их преступления не имеют сроков давности.

C. Н. Бабурин

Мировой лад как русская идея мирового порядка

После провала в начале XXI века модели однополярного мира произошла и трансформация процессов глобализации, ранее выступавшей как унификация мира по североамериканским цивилизационным стандартам. Ныне это разнонаправленный, многоплановый и макромасштабный процесс, «взаимосвязывающий национальные и региональные варианты цивилизации в единую мировую цивилизацию» [1]. В этой связи исключительно важно, каким будет обновляющийся всемирный порядок.

Выдающийся российский государственный деятель и ученый С.А.Муромцев, отмечая конкретно-историческое содержание правового порядка, характеризовал его как «совокупность прав, существующих в данное время в данном обществе» [2]. По мнению современного историка мировой политики П. Кальворесси, мировой порядок «слагается из двух главных аспектов: войны и другие вооруженные конфликты и как сократить их число; экономические спады и другие пертурбации и как справиться с ними» [3]. Мне уже не раз приходилось анализировать различные вопросы геополитики [4], поэтому лишь напомню несколько иные основные элементы мирового порядка:

  1. определённое государственно-территориальное устройство мира;
  2. традиции и принципы межгосударственных отношений;
  3. международный правопорядок как систему глобальных общественных отношений, урегулированных правом;
  4. исторически обусловленные особенности внешней политики государств — мировых лидеров;
  5. степень глобальной экономической интеграции и разделения мира на зоны экономических интересов промышленно более развитых государств;
  6. соотношение социальных сил в каждую историческую эпоху как результат взаимодействия государств, международных движений, мирового общественного мнения и международных организаций.[5]

Вызовы XXI века значительно превосходят опасности века прошедшего, и потому, что масштабы имеющегося оружия массового поражения, в том числе ядерного, позволяют уничтожить человечество неоднократно, и потому, что человечество всё дальше погружается в пучину духовного кризиса. Как подчеркнул Святейший патриарх Московский и всея Руси Кирилл, зло, если его не останавливать, «способно постоянно умножаться, и эта эскалация зла может быть остановлена естественным путем только смертью. Поэтому если зло в человеческой цивилизации не будет остановлено, то страшные апокалиптические видения станут реальностью»[6].

После украинского государственного переворота в феврале 2014 года (западные политики называют его революцией, но это дело не меняет) начал нарастать международный хаос, возможно и управляемый. До черты, за которой всеобщая война и погибель, осталось не так уж и далеко. Эффективные и дипломатически выверенные действия России по оказанию в 2015 г. военной помощи Сирии мало что изменили. Хотя и способствовали росту в России патриотических настроений. При этом ученые обоснованно подчеркивают, что запрос «на возрождение России как державы, пользующейся авторитетом и уважением в мире, не сопровождается ростом реваншистских настроений и националистического психоза» [7]. Нет и особой эйфории.

Но что может предложить миру Россия? Что может предложить миру всеславянское братство?

В октябре 1993 г. великий русский писатель В.И. Белов надписал мне словами «во дни скорби и мужества» свою книгу «Лад». Листая её, понимаешь, необъятность и многозначность уходящего в глубь веков Духа Руси. То, что очерки русского классика о народной эстетике навеки сохранили не только нюансы русской сельской повседневности, её интонации, но и мощную энергетику настоящей достойной жизни, это пусть главный, но не весь смысл книги. В.И. Белов напомнил нам и то, как внутренняя организация быта и всей жизни русского народа, легендарной «Святой Руси», проявляется во вне.

«Мир для человека был единое целое. Столетия гранили и шлифовали жизненный уклад, сформированный ещё в пору язычества. Всё, что было лишним, или громоздким, или не подходящим здравому смыслу, национальному характеру, климатическим условиям, – все это отсеивалось временем. А то, чего недоставало в этом всегда стремившемся к совершенству укладе, частью постепенно рождалось в глубинах народной жизни, частью заимствовалось у других народов и довольно быстро утверждалось по всему государству» [8]- писал в конце ХХ века великий русский писатель.

Лад был и остается неотъемлемой частью Русской идеи.

«У меня нет иного желания, кроме восстановления в Европе мира на основах равенства и справедливости» [9]. – говорил российский Император Александр I, освобождая Европу от Наполеона Бонапарта.

Император Александр II в Манифесте 12 апреля 1877 года провозгласил: «Всем нашим любезным верноподданным известно то живое участие, которое Мы всегда принимали в судьбах угнетенного христианского населения Турции. Желание улучшить и обеспечить положение его разделял с нами и весь русский народ, ныне выражающий готовность свою на новые жертвы, для облегчения участи христиан Балканского полуострова… Исчерпав до конца миролюбие наше, Мы вынуждены высокомерным упорством Порты приступить к действиям более решительным. Того требуют и чувство справедливости, и чувство собственного достоинства… Призывая благословение Божие на доблестные войска наши, Мы повелели им вступить в пределы Турции». И русские пошли освобождать христианские народы Балкан от турецкого ига.

Далее. Император Николай II начал Манифест от 20 июля (1 августа) 1914 г. словами: «Следуя историческим своим заветам, Россия, единая по вере и крови со славянскими народами, никогда не взирала на судьбу их безучастно. С полным единодушием и особою силою пробудились братские чувства русского народа к славянам в последние дни, когда Австро-Венгрия предъявила Сербии заведомо неприемлемые для державного государства требования… Вынужденные, в силу создавшихся условий, принять необходимые меры предосторожности, Мы повелели привести армию и флот на военное положение…» [10]. Россия не объявляла войны, она только заступилась за Сербию, и ей объявили войну Германия и Австро-Венгрия. Началась первая Мировая война.

Нет необходимости напоминать, как началась вторая.

Всё это иллюстрации к вопросу об отражении русских мировоззренческих традиций во внешней политике России. Ныне они воплощаются в принципиальной линии на международной арене Республики Беларусь и Российской Федерации.

В XХI веке всё много хуже. Не случайно, выступая 25 февраля 2016 г. в Минске по итогам заседания Высшего Государственного Совета Союзного государства России и Белоруссии, Президент Российской Федерации В.В. Путин в связи с текущей ситуацией в мировых и региональных делах особо отметил важность эффективной координации совместных усилий Беларуси и России на международной арене, необходимость выступать с единых позиций по острым региональным и глобальным проблемам [11].

Русская идея, выражающая историко-цивилизационное своеобразие русского народа (и беларусов, и великороссов, и украинцев), выступая сакральной характеристикой миссии русского человека, сама по себе проста: жить по Совести во имя Спасения. С человеком голосом его совести говорит Бог. Это относится как к индивидууму, так и к народу в целом. Более того, Русская идея, опираясь на соборность и универсализм, космизм и всеединство, поднимается до вселенского масштаба.

Как совершенно справедливо отмечается в «Основах идеологии белорусского государства», национальная идея является формой существования идеологической доктрины, а сама идеологическая доктрина выступает как мировоззренческая основа идеологии государства в конкретно-исторических условиях [12]. Идеология же государства воплощается и во внутренней, и во внешней политике. Построение мирового порядка, в русском его исполнении, должно идти на принципах справедливости и взаимной ответственности. В мире должен царить лад.

«Когда зло по-змеиному закрадывается между двумя людьми, одни перестают разговаривать, другие начинают говорить обиняками, неискренне, третьи бранятся, — писал в своей книге В.И.Белов. – Следовательно, ругань, брань – это тоже диалог, только злой. Разговор предусматривает искренность и доброту. Он возводится в нравственную обязанность» [13].

Таков русский подход и в международных делах. Принцип «Не нести в мир зла!» принципиален, но не достаточен. Важна альтернатива Злу в международных отношениях. По самой природе Добра это может быть только мир, когда народы будут жить в ладу друг с другом.

Идеалы мирового лада нашли отражение, например, в позициях Пагуошского движения, один из лидеров которого, бывший министр обороны США при президенте Л.Джонсоне, Р.Макнамара, которого я имел честь принимать в Москве, так сформулировал в начале 90-х годов ХХ века цели мирового порядка:

  1. Обеспечение всех государств гарантиями против внешней агрессии.
  2. Кодификация и выработка средств защиты прав национальных меньшинств и этнических групп внутри отдельных государств.
  3. Установление механизма разрешения региональных конфликтов без каких-либо односторонних действий великих держав.
  4. Обязательства великих держав по отказу от военной поддержки конфликтов между другими нациями и конфликтов между оппозиционными партиями внутри тех наций.
  5. Возрастание притока одновременно и технической и финансовой помощи развивающимся странам с тем, чтобы содействовать повышению социальных и экономических условий жизни населения.
  6. Сохранение глобальной окружающей среды в качестве основы существующего развития всех [14].

Именно такие цели мирового порядка понятны и приемлемы, но как их достичь?

Лад между народами – это нечто большее, чем мирное сосуществование, которое обеспечило в ХХ веке баланс между враждебными друг другу социалистическим и капиталистическим лагерями. Мировой лад должен стать основным методом гармоничного соединения элементов мирового порядка и успешного достижения его целей. Мировой лад – это особая созидательная идеология мирового порядка.

Во-первых, лад предполагает целесообразность и правильность в международных отношениях. Они не случайно соотносятся с простотой и прямотой. От правильности рождается и краеугольное понятие русского порядка – слово «право». «Вот и выходит, что право – это все правильное и справедливое в жизни человека, — подчеркивает Т.Л. Миронова. – От него произведено слово правда, а к правде на Руси особое отношение. Правду у нас называют маткой. На правду опирается всякий, кто надеется на Божью помощь: «Не в силе Бог, а в правде» [15].

Отсюда, во-вторых, и то, что основой мирового лада выступает справедливость во всех её проявлениях и формах. Она же невозможна без взаимного доверия народов и государств. В русской народной традиции не поздороваться при встрече даже с неприятным для тебя человеком было просто немыслимо, а поздоровавшись, нельзя было не остановиться хотя бы на минуту и не обменяться несколькими добрыми словами. В международных отношениях черты русского национального характера, соединяясь с аналогичными чертами других народов, воплощаются в стремлении избегать конфликтов, решать любые спорные вопросы за столом переговоров, дипломатическими путями. Отсюда и позитивное восприятие русским миром империи как союза народов. Ибо и Византийская, и Российская империи, как потом и Советский Союз были содружествами наций [16].

В-третьих, мировой лад может существовать лишь при всеобщем стремлении к совершенству, соединенном с добронравием, высокой духовностью и милосердием. «В душе любого народа таится жажда беспредельного совершенства, стремление к воплощению идеала. Одно из доказательств тому – подчеркивал В.И.Белов, — существование искусства во все времена и у всех народов» [17]. Следует признать и правоту тех экономистов, которые вслед за С.Н. Булгаковым пришли к выводу, что «без веры в Бога и бессмертия души, вне религиозного и этического начала рыночная система не только неполноценна, но и в принципе несостоятельна» [18].

И, наконец, в-четвертых. Мировой лад позволяет каждому народу видеть и признавать красоту и гармонию как в своей жизни, так и в национальных особенностях жизненного уклада любого другого народа. Осмысление многовековых традиций народного труда и быта, «опыт людей, которые жили до нас», помогающих создавать будущее. «Вне памяти, вне традиций истории и культуры нет личности. Память формирует духовную крепость человек» [19]. — писал В.И. Белов.

И духовная крепость народа Республики Беларусь – прямое тому доказательство!

С полным на то основанием следует отметить, что последовательная внешнеполитическая позиция Республики Беларусь позволила ей создать в последние годы в Минске универсальную миротворческую площадку для международных переговоров. Как сформулировал основу этого процесса Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко, стратегическая цель белорусской внешней политики – это «создание оптимального баланса наших интересов между различными центрами силы, выстраивание равноправного взаимодействия со всеми ведущими игроками на международной арене» [20]. Это и есть стремление к мировому ладу. Это и есть наша общая альтернатива чьей-либо борьбе за мировое господство.

И да поможет всем нам в таком стремлении Бог!

  1. Гостев Р.Г., Провадкин Г.Г., Гостева С.Р. Время Русь собирать! Российская цивилизация в глобализированном мире XXI века. – М.: Еврошкола, 2007. – С. 34.
  2. Муромцев С.А. Определение и основное разделение права. М., 1879. С. 148.
  3. Кальворесси П. Мировая политика 1945-2000: В 2-х кн. Кн. 1 / Пер. с англ. – М.: Междунар. отношения, 2003. – С. 172.
  4. Бабурин С.Н. Территория государства: правовые и геополитические проблемы.- М.: Изд. МГУ, 1997; Территориальные режимы и территориальные споры (государственно-правовые проблемы). М.: ИСПИ РАН, 2001; Мир империй: территория государства и мировой порядок. М.: Магистр: ИНФРА-М, 2010; Государствоведение: научные труды. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010; Современный русский консерватизм: Борьба за государство и Русскую идею: научные труды. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010; Бабурин С.Н., Урсул А.Д. Политика устойчивого развития и государственно-правовой процесс. М.: Магистр: ИНФРА-М, 2010; Бабурин С.Н., Дзлиев М.И., Урсул А.Д. Стратегия национальной безопасности России: теоретико-методологические аспекты. М.: Магистр: ИНФРА-М, 2015 и др.
  5. Подробнее см.: Бабурин С.Н. Мир империй: территория государства и мировой порядок. М.: Магистр: ИНФРА-М, 2010. С. 677-678.
  6. Высказывания Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла по церковным, государственным и социальным вопросам // Православный ежегодник на 2012 год. М., 2011, 12 нояб..
  7. Горшков М.К., Петухов В.В. Внешнеполитические ориентации россиян на новом переломе // ПОЛИС. Политические исследования. – 2015. № 2. – С. 13-14.
  8. Белов В.И. Лад. Очерки о народной эстетике. 2 изд., переработ. М.: «Молодая гвардия», 1989. – С. 5.
  9. Александр I // Слова, которые имменили мир. – М: Манн, Иванов и Фарбер, 2015. – С. 42.
  10. Император Николай II. Высочайший Манифест от 20 июля 1914 г. об объявлении состояния войны России с Австро-Венгрией // Мировые войны ХХ века: В 4 кн. Кн. 2: Первая мировая война: Док. и материалы / Отв. ред. В.К. Шацилло. – М.: Наука, 2002. — С. 92-93.
  11. Путин В.В. Заявление для прессы по итогам заседания Высшего Государственного Совета Союзного государства России и Белоруссии 25 февраля 2016 г. // http://www/kremlin.ru (7.03.2016)
  12. Основы идеологии белорусского государства: Учебное пособие для вузов / Под общ. ред. С.Н. Князева, С.В. Решетникова. – Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2004. – С. 21.
  13. Белов В.И. Лад. С. 316.
  14. McNamara R. The Changing Nature of Global Security and Its Impact on South Africa. Address To the Indian Defense Policy Forum. New Delhi, 20 Nowember, 1992 (Washington D. C., December, 1992). H. 3-4.
  15. Миронова Т.Л. Броня генетической памяти. – М.: Алгоритм, 2014. – С. 104.
  16. См., напр.: Оболенский Д. Византийское содружество наций. Шесть византийских портретов / Пер. с англ. – М.: Янус-К, 1998.
  17. Белов В.И. Указ. соч. С. 281.
  18. Ветошкин А.П., Каратеева Н.А., Миняйло А.М. Духовно-нравственная экономика. – Екатеринбург: Издательство УрГУ, 2008. – С. 22.
  19. Белов В.И. Указ.соч. С. 181.
  20. Лукашенко А.Г. Мир и развитие. Выступление Президента при обращении с ежегодным Посланием к белорусскому народу и Национальному собранию, 2015, 29 апр. // http://www.president.gov.by (7.03.2016)