Славянская идеология

Николай Иванович Кикешев

Николай Иванович Кикешев. Реферат. Москва 2014.

Общая характеристика работы

Монография «Славянская идеология» опубликована в 2014 году в издательстве Института русской цивилизации и является первым в международной практике полномасштабным исследованием славянской идеи от её зарождения до наших дней, основных этапов славянского движения. В работе приведены малоизвестные сведения о борьбе славян против Римской империи, экспансии Священной Римской империи германской нации, участия славянских народов и их диаспор в антифашистском движении в годы Второй мировой войны, движения за сохранение своей самобытности в условиях глобализации. Автор исследует роль славизма в иерархии социальных идей, его законы и закономерности, основные составляющие, пути развития славянского движения в третьем тысячелетии.

Актуальность данной темы определяется и тем, что в ХХI веке главной геополитической угрозой существованию славянской цивилизации, как одной из основ многополярного мира, является глобализация при доминировании германской цивилизации. Поднятая США волна «цветных революций» привела к свержению правительств и политических лидеров, которые стояли на страже национальных интересов. Расширение НАТО на Восток за счет включения славянских государств – это продолжение все той же пресловутой немецкой политики «Дранг нах Остен» в результате которой погибла Славия и другие государства полабских славян, ассимилировано много славянских и народов, которые стали удобрением немецкой этнической почвы.

Актуальность темы определяется не только потребностями философского осмысления славянской идеи, её истории, но и перспектив славянского мира. Российская Федерация, в которой славяне составляют исключительное большинство, и, помимо русских, проживают украинцы, белорусы, поляки, сербы, болгары, чехи, словаки и другие представители славянских народов, в своей внешней и внутренней политике не может игнорировать славянский вопрос, историческую общность славян. Исследование славянской идеологии поможет указать путь – куда двигаться славянскому миру в условиях глобализации.

Историография проблемы. О древности имени «славяне» повествует Сказание о Словене и Русе и городе Словенске – летописная легенда XVII века о заселении окрестностей Новгорода славянами. Сохранилось более 100 списков «Сказания…» (с вариантами названий), датированных в основном второй половинойXVII века, в том числе в Летописном своде патриарха Никона 1652-1658 годов, «Хронографе» 1679 года, на который чаще всего ссылаются современные историки, Новгородской III летописи, Мазуринском летописце Исидора Сназина, новгородских Забелинской и Погодинской летописях.

Труд монаха Нестора «Сказание откуда есть пошла Русская земля», сохранил нам живые предания Руси XI в. о племенном родстве с южными и западными славянами. Вот как оценил его В.И. Ламанский: «В нашем незабвенном летописце живо сказалось тогдашнее русское сознание общеславянского братства: «Бе един язык Словенеск: Словени иже седяху по Дунаеви. Их же прияша Угря и Марава. Чеси и Ляхове, и Поляне, яже ныне завомая Русь. Сим бо первое преложены книги Мараве, яже прозвася грамота Славяньская, яже грамота есть в Руси и в Болгарах Дунайских… Хровате белии и Сереб и Хорутане… Ляхов, друзии Лютичи, или Мазовшане, или Поморяне… Словеньский язык и Русский один есть»[1].

В Московском государственном университете в 1999 г. вышел коллективный труд «Источниковедение истории южных и западных славян»[2], в котором даются краткие сведения о некоторых зарубежных авторах, сообщавших о предках славян. Древнегреческий историк Геродот (около 484 до н.э. – около 426 до н.э.) пишет о скифах Поднепровья, венетах. Гай Плиний Секунд (старший), Клавдий Птолемей, великий греческий астроном и географ, живший в Александрии в первой половине II в. н.э., Иордан в «Гётике» пишут об обитании славянах на Висле, Днепре, Днестре и Дунае; о склавинах и антах, их столкновениях с готами. Приск (ок. 410-475) – византийский автор, в сочинении «История» сообщает о славянах на Балканах.Прокопий Кесарийский (жил с 490 до приблизительно 562 г.), советник византийского полководца Велисария, Агафий Миринейский (родился в 536/7 г. – умер в 582 г.),  в труде «О царствовании Юстиниана», Менандр (родился в VI в., написал «Историю», которая охватывает период с 558 по 582 г.) дают много географического, этнографического и бытового материала о славянах. Маврикий (византийский полководец, а с 582 по 602 гг. – император) написал в 595 г. «Стратегикон», который занимает особое место среди византийских источников о славянах. Важные сведения о славянских племенах на Балканах в VI — VII вв. содержатся в «Истории» Феофилакта Симокатты, созданной между 628 и 638 гг. на основании анналов, протоколов дел цирка, записей дворцовых событий, трудов предшествующих историков. Самым крупным византийским историком является Константин Багрянородный (Порфирогенет. Генеттами называли предков славян – венетов). В ряду выдающихся византийских писателей стоит Лев Диакон Калойский (родился oколо 950 г. в Калое на реке Каистр, Фракийская фема). Его десять книг «Истории» освещают преимущественно события 959-976 гг. О славянах есть сведения и в хрониках Иоанна Малалы (родился в Антиохии в конце V в., переехал после 535 г. в Константинополь). Византийский хронист Феофан Исповедник (жил приблизительно в 752-819 гг.) написал «Хронографию» 284-813 гг., дошедшую до нового времени лишь в позднейших списках. Сведения о славянах частично заимствованы из сочинений Прокопия и Феофилакта. «Хронография» Феофана содержит единственное в литературе Византии свидетельство об аланах и протоболгарах. В «Церковной истории» Иоанн Эфесский (родился ок. 506/07 г., по происхождению сириец) весьма существенно дополняет данные о славянах, имеющиеся у Менандра и Феофилакта Симокатты. Из Хроники Фредегара, составленной в Бургундии, стало известно о государстве Само, возникшем у западных славян в VII в., со столицей Вогастибург. Лангобардский историк VIII в. Павел Диакон (720-800) рассказал о походах лангобардов против славян и их вторжении в земли лангобардов. Сведения о славянах имеются в «Жизнеописании Карла Великого», составленном франком Эйнгардом (ок. 768-840).

О полабско-балтийских славянах Северной Европы сообщают, главным образом, саксонские и немецкие источники X-XII вв. Наиболее ранним из них является хроника Видукинда Корвейского. Титмар Мерзебургский (родился в 975 г.) писал о славянах в «Хронике». К XI в. относится труд Адама Бременского «Деяния архиепископов гамбургской церкви». Книга состоит из 4 частей. В центре внимания находятся балтийские славяне – бодричи, варны, лютичи и др. Сведения хрониста касаются поляков, чехов и руси. Адам Бременский подробно сообщает места их расселения, пишет об их быте, нравах, взаимоотношениях с Германской империей.

Значительнейшим источником по истории балтийского славянства XII в. является «Славянская хроника» Гельмольда (родился в начале XII в. – умер после 1177 г.). Переводчик хроники на русский язык Л.B. Разумовская считает, что свои детские и юношеские годы Гельмольд провел в земле вагров, был знаком со славянами и знал их язык. В 1149 г. он был послан проповедовать христианство среди славян и назначен пресвитером в Босово (Бузу) на Плуньском озере (Вагрия). Хотя его труд именуется «Славянская хроника», большая часть посвящена истории Германии и Дании, истории церкви, жизнеописанию ее представителей. Всего в хронике 108 глав, из которых в 31 говорится только о славянах, а еще в 23 имеются упоминания о них. В 2011 г. Московское издательство «Русская панорама» выпустило книгу «Славянские хроники». Труд Адама Бременского «Деяния архиепископов Гамбургской церкви», «Славянская хроника» Гельмольда из Босау и «Славянская хроника» Арнольда Любекского охватывают трехвековой период истории народов Славии от расцвета до гибели в результате христианизации и немецкой колонизации. Сведения о балтийских славянах имеются в польских и чешских хрониках, а также в «Датской истории» Саксона Грамматика. Он родился ок. 1150 г. в Зеландии, окончил свой труд в 1208 г., а умер, вероятно, до 1220 г.

Далматинский поэт Илия Цриевич (1463-1520) из Дубровника писал о едином «славянском царстве», которое когда-то простиралось от Иллирии до Балтийского и Черного морей, вплоть до Московии. В 1525 г. свои взгляды на славянство высказал профессор теологии Винко Прибоевич. Под влиянием итальянской и польской исторической и публицистической мысли, он выступил перед согражданами с докладом на латинском языке «О происхождении и успехах славян», в котором высказал идею широкой славянской общности, к которой принадлежали далматинцы и остальные южные славяне.

Швейцарский ученый Конрад фон Геснер (1516-1565) в книге «Митридат, или о различии языков (1550) перечислил 60 народов славянского языка, в том числе упомянул «черкасы, пятигорцы около Черного моря». Этот труд в ученом мире считается первой попыткой сравнительного языкознания.

Фауст Вранчич (1551-1617) из Шибеника в 1595 г. в Венеции издал многоязычный латинско-итальянско-немецко-далматинско-венгерский словарь, в котором развил положение о близости славянских языков, которое легло в основу теории языкового и этнического родства славян.

К плеяде основоположников славяноведения по праву относится хорватский просветитель священник дон Мавро Орбини (1563?-1610). В 1601 году он опубликовал в Италии книгу «Славянское царство», в которой, опираясь на труды более 300 древних историков. обобщил сведения о происхождении славян, расселении, нравах и обычаях. Часто Мавро Орбини ссылается на «Русские летописи» Еремея Русского, написанные в 1227 году. В российской историографии такой автор не числится. Мавро Орбини часто ссылается и на книгу Карла Вагрийского «История венедов», которая в современной российской историографии тоже не упоминается. Навеки вписал свое имя в историю славянской мысли хорватский священник-миссионер Юрий Крижанич (около 1617-1683), богослов, философ, писатель, лингвист-полиглот, этнограф, публицист и энциклопедист. Он выступал за единство славянских народов во главе с Россией. Один из самых выдающихся светил русской и мировой науки Ломоносов Михаил Васильевич (8/19.11.1711 года – 4/15.04.1765 года) был крупнейшим историком своего времени. Его основные сочинения «Древняя Российская история» (ч. 1-2, 1766), замечания на диссертацию Г.Ф. Миллера «Происхождение имени и народа российского» (1749-50) и «Краткий российский летописец» (1760). Ломоносов написал замечания на «Сибирскую историю» Г.Ф. Миллера (1751). Выдвинутая Ломоносовым теория славяно-чудского происхождения Древней Руси была принята позднейшей историографией.

Во времена Просвещения прославился серб Джордже Бранкович, Захария Орфелин в историческом труде «Житие и славныя дела …Петра Великаго» первым из сербов предпринял попытку ответить на вопрос о происхождении славян и русского народа в частности. Согласно ему, славяне пришли в Европу с востока через Армению и Малую Азию. Основоположник сербского Просвещения Досифей Обрадович в «Баснях», изданных в 1788 г., подчеркивал историческую роль России в борьбе с османской Турцией за освобождение подвластных ей славян. В «Советах здравого разума» он приветствовал успешное освобождение Россией территорий, находившихся под османской властью. В 1789 г. Обрадович написал «Песню об избавлении Сербии», в которой прославлял победы австрийского и русского оружия в войне против турок. Из традиционного сознания общности славян исходил и церковный деятель, писатель и историк Йован Раич, опубликовавший в 1794 г. в Вене фундаментальный труд «История разных славенских народов наипаче болгар, хорватов и сербов…».

Возрождению славянской идеи способствовали труды Павла Йозефа Шафарика (1795-1861), словака по происхождению. Известный деятель чешского и словацкого возрождения поэт Ян Коллар первую книгу стихов издал в 1821 г. в Праге. Прямым продолжение этого сборника явилась поэма «Дочь Славы», в которой он воспел дружбу славянских народов. Но всеобщую известность Коллару принес трактат «О литературной взаимности между племенами и наречиями славянскими», опубликованный в 1836 г., а в окончательном варианте изданный на немецком языке в Пеште в 1837 г. В нем автор обосновал программу культурного сотрудничества славян (взаимное изучение и сближение языков, создание славянских библиотек, книжных магазинов, кафедр славистики в университетах, выпуск общеславянского журнала и пр. Коллар обосновал и ввел в общественную лексику новое понятие – славянская взаимность.

Общую ситуацию в славянском мире середины XIX века отразил Людевит Штур (29.10.1815-12.01.1856) в трактате «Славянство и мир будущего», написанном в 1851 г. Трактат был опубликован в России в 1867 году В.И. Ламанским накануне Славянского съезда в Москве, спустя 10 лет после смерти автора. В нем Штур обосновал идею политического объединения славян со свободной от крепостничества Россией, высказался за принятие русского языка в качестве общеславянского.

В XIX веке славистика получила свое развитие и в Российской империи. Много сделал для процветания науки Михаи́л Петро́вич Пого́дин (1800-1875), Юрия Ивановича Венелина (1802–1839). Его произведения «Древние и нынешние болгаре», «Древние и нынешние словене», «Скандинавомания и её поклонники», «Окружные жители Балтийского моря», «О нашествии завислянских славян на Русь до Рюриковых времён», «Известия о Варягах», «О готах», «Об обрах», «О происхождении славян вообще и россов в особенности» и другие стали открытием славянского мира. Значительный вклад в русское славяноведение внес русский филолог, палеограф, этнограф Измаил Иванович Срезневский (1812-1880). По его инициативе в 1852-63 гг. изданы 10 томов «Известий» и 7 томов «Ученых записок» Отдела русского языка и словесности. А.Н. Срезневский воспитал плеяду русских ученых (В.И. Ламанский, Н.С. Тихонравов, А.Н. Пыпин, Л.Н. Майков и др.).

Идеологом всеславянства по праву называют Николая Яковлевича Данилевского (1822–1885). Его фундаментальный труд «Россия и Европа», опубликованный в 1871 году, развивает учение А.С. Хомякова, И.В. Киреевского, К.С. Аксакова, других идеологов славянского единства и является одним из самых крупных историко-социологических исследований взаимоотношений славянского мира с Западной Европой. Судьба славянской идеи и международного славянского движения второй половины XIX в. тесно связана с жизнью и творчеством Владимира Ивановича Ламанского (1833-1914) – славянского геополитика, создателя исторической школы русских славистов, инициатора и организатора Славянского съезда 1867 г. Его труды «О славянах Малой Азии, Африки и Испании» (1859), «Национальности итальянская и славянская в политическом и литературном отношениях» (1871), «Чтения о славянской древности в Петербургском Императорском университете», «Три мира азийско-европейского материка», доклады на собраниях, статьи в газетах и журналах составляют золотой фонд славянской научной мысли. Ламанский был деятельным сотрудником этнографического отделения Русского Географического общества, основателем и редактором журнала «Живая старина». Вместе с П.П. Семеновым-Тян-Шанским издавал многотомный справочник «Россия. Полное географическое описание нашего отечества” (1899-1914). Значительный вклад в изучение славянского мира внес российский военный деятель Риттих Александр Фёдорович (1831-1914). Идею всеславянства, выдвинутую И.С. Аксаковым, научно обоснованную Н.Я. Данилевским, развивал публицист Н.П. Аксаков, председатель Аксаковского общества в Москве. Сплочение славян Н.П. Аксаков считал необходимым ввиду постоянной угрозы германизации. Свои взгляды он изложил в книге «Всеславянство», которая вышла в журнале «Свидетель» (переиздана в 1910 г. и 2004 г.). Аксаков страстно призывал славян независимо от их религиозной принадлежности объединиться для отражения этой угрозы «в федерально-политическом плане» и предложил проект создания славянского общества с целью выработки славянского исторического и политического идеала через уяснение и утверждение славянского сознания.

После нападения гитлеровской Германии и ее европейских сателлитов на СССР славянская идея вошла в арсенал государственной политики, стала мощным оружием в борьбе с захватчиками. Идеологическим рупором славянского движения стал Всеславянский комитет во главе с генерал-лейтенантом А.С. Гундоровым, созданный в 1941 г. при Совинформбюро и существовавший на государственные средства. Только за годы Великой Отечественной войны он подготовил более 20 тысяч статей, Выходили сборники с материалами всеславянских митингов. Им посвящались первые полосы центральных газет. Выступления участников митинга транслировались на 25 языках мира. Активно пропагандировал идею славянского единства журнал «Славяне», который начал выходить в Москве летом 1942 года. Академик Н.С. Державин выпустил в 1944 году в издательстве Академии наук СССР труд «Славяне в древности». В конце войны был взят курс на создание содружества независимых славянских государств.

Документы Всеславянского комитета, публикации журнала «Славяне», газетные материалы подтверждают, что главная цель славянского движения в СССР – пропаганда идей общности славян, сходства их исторических судеб, культур, укрепление межславянских связей для активизации борьбы с фашистскими оккупантами. Распространение знаний о славянской истории и культуре способствовало росту интереса к славянским народам в западных странах, развитию славяноведения и установлению связей с зарубежными славистическими центрами.

Новый этап славянского движения начался в конце ХХ века, когда произошел распад славянского мира, вызванный роспуском Организации Варшавского договора, Советского Союза, Чехословакии, Югославии, и славянские страны вступали в НАТО и Европейский союз. Как сохранить культурные и духовные традиции славянского мира в этих условиях – эта тема поднималась в различных публикациях[3], посвященных VII Всеславянскому съезду, состоявшемуся в 2-5 июня 1998 года в Праге. На нем был создан Международный славянский комитет, который начал координировать славянское движение. Его членом был и ректор Московского Института Национальных и Региональных Отношений (МИНРО) Владимир Леонидович Калашников, доктор философских наук, профессор, автор специального курса и учебника по философии, соавтор фундаментального исследования о категориях национальных отношений, издатель словаря «Национальные отношения». Огромный интеллектуальный и практический опыт позволил ученому в трудах «Славянская цивилизация», «Пропедевтика в современную идеологию славян» охватить широкий круг проблем славянского мира: от древнейших истоков до современности.

Источниковая база исследования. В процессе работы изучен обширный корпус архивных и опубликованных источников по славянским проблемам. Ведущее место среди них занимают материалы Государственного архива Российской Федерации (ГА РФ), Российского государственного архива социально-политической истории (РГАСПИ), Архив РАН, а также труды, дневники участников славянского движения. Архивные документы, на базе которых проводилось исследование славянской идеи в постсоветский период, представляют собой неопубликованные выступления, обращения, протоколы, письма, телеграммы, отчеты, докладные записки и другие материалы личного архива автора.

Апробация работы. Работа велась в рамках научно-образовательного проекта «История славянской цивилизации», утвержденного президиумом Международной Кирилло-Мефодиевской академии славянского просвещения. Исследование обсуждено на заседании Научно-исследовательского центра академии.  Являясь председателем Международного союза общественных объединений «Всеславянский собор», автор неоднократно выступал по исследуемой проблеме с докладами на всеславянских съездах, научно-практических конференциях и других общеславянских мероприятиях.

Основные положения и идеи исследования были впервые изложены в монографии «Славянский мир: прародины и предки» (М. 2003), обсуждались на научно-практической конференции, посвященной 50-летию Белградского славянского конгресса (8.12.1996. Москва), опубликованы в 1998 г. в авторском сборнике статей «Воззвание к славянам». Дальнейшее развитие они получили в монографиях «Славяне против фашизма» (под грифом Института российской истории РАН, 464 стр. В 2011 г. монография, значительно переработанная и дополненная, вышла в немецком издательстве LAP (Lambert Academic Publishing) и «За други свои» (448 стр.), опубликованные в 2005 г., «Метаистория» (2010). В 2012 г. издательство LAP выпустило монографию «Славянская идея».

Что касается практического воплощения славянской идеи, то автор был организатором VII Всеславянского съезда в Праге в 1998 г., Чрезвычайного съезда Всеславянского Собора в Москве в мае 1999 г., VIII Всеславянского съезда в Москве в 2001 г., научной конференции, посвященной 60-летию митинга славян-воинов 23-24 февраля 1944 г.(24.02.2004. Москва), IX Всеславянского съезде в Минске 2005 г., готовил их заключительные документы, выдержки из которых приведены в иссле6довании. На Международном славянском научном форуме, посвященном 60-летию Белградского славянского конгресса[4] (14.06. 2007 г. Белград), Х Всеславянского съезда в Киеве в ноябре 2010 г.

В 1998-2000 гг. автор читал курс лекций по славяноведению в Международном славянском Университете имени Г.Р. Державина, редактировал «Вестник МСУ», участвовал в работе над учебником «Основы славяноведения», опубликованном в 2007 г. (глава «Славянские народы во Второй мировой войне»).

 Основное содержание работы

Монография состоит из введения, предисловия, девяти частей и заключения. Полный объем текстовой части с иллюстрациями составляет 704 страницы формата70х100 1/16.

Часть первая исследует истоки славянской цивилизации, особенности её формирования, борьбу с Римом, крестовые походы против славян, создание государств. В части второй анализируются истоки русско-польских объединений и раздоров. Часть третья исследует развитие славянской идеи у южных славян в условиях господства османской империи. В части четвертой основное внимание сосредоточено на развитии славянской идеи в Австрийской монархии, противодействие германизации, подготовке и проведении первого славянского съезда в Праге 1848 года. Часть пятая освещает развитие славянской идеологии в России XIX века, деятельность славянофилов, славянский съезд в С.-Петербурге и Москве. Часть шестая посвящена славянскому движению в начале ХХ века, подготовке и проведению славянских съездов в Праге (1908) и Софии (1910), движению славянских журналистов, деятельности Славянского союза в Австрийском Рейхсрате (1909-1911). Часть седьмая исследует славянское движение в Первой мировой войне, возрождение Польской республики, Чехословацкой федерации, создание республик малых славянских народов.

Часть восьмая «Славяне против фашизма» исследует пути и формы возрождения славянского движения в СССР перед Второй мировой войной и после нападения гитлеровской Германии на Советский Союз. Четыре главы посвящены всеславянским митингам, проходившим в Москве во время Великой Отечественной войны. Антифашистский Всеславянский Комитет в Москве стал культурным и информационно-пропагандистским центром международного славянского движения. Большое внимание уделено развитию славянской идеи во внешней политике СССР, целью которой было создание Содружества независимых славянских государств. Этот курс поддержал Славянский конгресс в Белграде 1946 года. Был создан Общеславянский Комитет, национальные славянские комитеты, однако противоречия между руководством Советского Союза и Югославии привели к расколу в славянском мире и возврату к доктрине пролетарского интернационализма.

Часть девятая посвящена возрождению славянского движения на рубеже тысячелетий в ответ на роспуск Организации Варшавского Договора, развал Чехословакии, Советского Союза, Югославии. В 1995 году был создан Международный союз общественных объединений «Всеславянский Собор». Он был организатором Всеславянского съезда в Праге 1998 года, других мероприятий общеславянского характера.

Заключение. Монография «Славянская идеология» завершает серию трудов автора по славянской тематике. Впервые в отечественной и зарубежной историографии автор на обширном литературном и архивном материале провел комплексное исследование возникновения и развития славянской идеи, систематизировал и обобщил большой пласт как неизвестных науке, так и опубликованных документов. Особое внимание уделено совместной борьбе славян против фашизма в годы Великой Отечественной войны. В исследовании дан конкретно-исторический анализ славянского политического сотрудничества, цель которого – создание союза славянских государств. Исследование позволяет оценить роль и значение славянской идеи в сохранении мира.

Выводы и материалы исследования представляют практический интерес для научных работников, преподавателей вузов и могут быть использованы в высших и средних учебных заведениях – в лекционных курсах по истории, а также при подготовке учебника по славяноведению; для обобщающих трудов по истории славянского движения, выработке новых подходов к укреплению славянского единства в условиях кризиса славянской цивилизации, наиболее ярко проявившегося в гражданской войне на Украине.


[1] Ламанский Владимир. Геополитика панславизма. М. 2010. С. 497.

[2] Источниковедение истории южных и западных славян. М. МГУ. 1999.

[3] Славянское движение XIX – XX веков: съезды, конгрессы, совещания, манифесты, обращения. М., 1998. Русско-славянская цивилизация. Москва, 1998. История южных и западных славян, т. 2, М., 1998.

[4] Зборник документа международног српско-словенског научног форума. Београд, 2007. С. 77-79.