Николай Кикешев "Славянская идеология" - page 60

60
Славянская идеология
ратан, Горатан) – это лишь измененная форма Карнии, в которой присутствует
древнеарийское слово «тан», обозначающую землю (goratan – горная страна).
Основой экономической жизни были традиционные для славян земледелие и
скотоводство. Плуг и соха – слова исконно словенские.
Важнейшим символом словенцев стала пантера, которая высечена на
памятниках Норика. Коришский или римский камень с двумя пантерами и
ныне украшает главный вход в кафедральный собор на Госпосветском поле.
Пантера стала гербом и символом на знамени герцогства.
В Карантании существовало древнее народное право, на котором основы­
вались государственно-правовая конструкция и общественная организация.
В начале XI в. оно появляется в исторических сообщениях под названием
institutio Sclavenica communis omnium Slavica lex. Это словенский правопо­
рядок, или всеобщий словенский закон, который издавна признан в словен­
ском обществе. Основой общественной организации карантанцев являлась
древняя родственная «жупа», так же как у прибалтийских славян и хорватов.
А она в свою очередь опиралась на общину жителей населенного пункта,
с распределенной пашней, общим выпасом и лесными угодьями. Несколько
таких поселений связывались в округ. Во главе округа стоял региональный
князь, наделенный военными функциями, а также осуществляющий связь с
центральным двором, властью, во главе которой стоял воевода.
Общество было разделено на сословия: крестьян, воинов, воевод, куп­
цов, князей. В горах люди жили небольшими деревнями (selo), а в долинах –
в небольших городках (gradec), где формировалась местная знать. Объеди­
нение крестьянских дворов и земель одной деревни называлось весью (vas),
а народный совет селения – соседством (sosednja). Когда необходимо было
решать какой-то важный вопрос на уровне округа, в местный центр посылал­
ся участник поездки (pojesda), а когда решались проблемы общенародного
масштаба, созывалось вече (vece). И слова, и сама система очень похожи на
русскую соборность, особенно в новгородских землях.
Воевода и князья образовывали слой знати, который зависел от волеизъ­
явления народа. Свободные крестьяне являлись решающим политическим
фактором. На вече избирался новый воевода непосредственно или через по­
сланников, «добрых людей». Нового воеводу возводили на трон через ритуал
на Княжьем камне. После этого воевода отправлялся на Госпосветско поле и
восходил на Воеводский трон.
Provincia Sclaborum – страна словенцев
После того как около 568 г. лонгобарды смели византийское правление,
распространявшееся на Внутренний Норик, здесь возникает независимое го
1...,50,51,52,53,54,55,56,57,58,59 61,62,63,64,65,66,67,68,69,70,...704
Powered by FlippingBook